На Балтийском транспортном форуме обсудили стратегии ведения бизнеса в условия взаимных санкций России и ЕС
«Уверен, что форум будет способствовать развитию транспортной отрасли и позволит определить перспективы делового сотрудничества между представителями организаций региона и коллегами из соседних стран» - отметил в своем приветственном послании к участникам Балтийского транспортного форума руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко.
Среди участников форума были представители Федеральной антимонопольной службы, Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Балтийской таможни, Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», «Литовских железных дорог» и других организаций.
Форум начался с приветственного слова Максима Воронцова, генерального директора «ICF- Международные конференции» – организатора форума.
Деловая программа открылась пленарной сессией «Проблемы и перспективы развития транспортной системы Балтийского региона», модератором которой выступила Людмила Симонова, главный аналитик Департамента консалтинга «РосБизнесКонсалтинг».
Первый докладчик, руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Мителенко, в своем докладе «Развитие железнодорожной инфраструктуры в Северо-Западном регионе и терминальной инфраструктуры портов Балтийского бассейна: согласование планов» рассказал о том, что до 2020 г. в развитие железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона и терминальной инфраструктуры портов Балтийского бассейна будет инвестировано 302,1 млрд руб. «Наибольшая динамика в развития перевозок грузов железнодорожным транспортом наблюдается через порты Балтии. К 2020 г. объем перевозок прогнозируются на уровне 166,4 млн т», – отметил он.
Также планируется развитие Вологодского, Череповецкого, Волховстроевского железнодорожных узлов, станции Бабаево и усиление инфраструктуры направления Вологда – Волховстрой. По словам Владимира Мителенко, предварительный объем инвестиций, которые запланированы на реализацию данных мероприятий, составляет 18,7 млрд руб. Работа будет проводиться и в отношении участка Волховстрой – Мурманск (объем инвестиций составит 63,4 млрд руб.).
Следующий доклад «Перспективы развития морских пунктов пропуска» озвучил руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Михаил Смолкин. В своем выступлении он сообщил, что строительство нового морского пункта пропуска Брусничное начнется уже в 2015 году. «Возведение пункта пропуска на Сайменском канале будет идти в рамках исполнения поручений правительства РФ и протокольных решений Морской коллегии по обустройству морских пунктов пропуска, принадлежащих к Балтийскому бассейну. В текущем году идет проектирование объекта и оформление земельного участка, а в 2015-м начнется строительство», – пояснил он. По его словам, возведение будет идти с использованием механизма государственно-частного партнёрства. На основе такого же сотрудничества уже был введен в эксплуатацию ряд морских пунктов пропусков в других бассейнах.
«Это обеспечит судоходство по Сайменскому каналу. К тому же регистрация судов и товаров, которые они перевозят, будет проходить в одном конкретном месте и соответствовать всем современным требованиям. Сейчас же таможенный контроль и пограничная служба находятся друг от друга на расстоянии порядка 20 км», – добавил Михаил Смолкин.
Начальник службы организации таможенного контроля Балтийской таможни Андрей Михайлюк выступил с докладом «О мерах по сокращению сроков нахождения контейнеров в Морском порту Санкт-Петербург. Он рассказал о том, что Балтийской таможне в 2013–2014 гг. удалось сократить срок нахождения контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург с 6,5 до 4,1 суток. По его словам, только 10% грузов проходит транзитом в Большом порту Санкт-Петербург, остальные оформляются на местах.
«В течение 2013 года и в I полугодии 2014-го мы совместно со стивидорами осуществляли мониторинг времени нахождения контейнеров в морских портах. Так, в I квартале прошлого года средний срок нахождения грузов с момента их поступления до вывоза с территории составлял 6,5 суток. Из них 1,5 суток (27 часов) занимали таможенные операции, связанные с декларированием товаров. Уже в IV квартале 2013 года время нахождения в порту сократилось до 4,6 суток, из которых 0,64 суток (15 часов) потребовалось на оформление таможенных документов. В I и II кварталах 2014-го срок пребывания контейнеров в порту составил уже 4,1 суток, а 9 часов заняли таможенные операции.
В итоге меньше, чем за два года за счет усиления администрирования процессов сотрудникам таможенной службы удалось сократить время на проведение таможенных операций на 7%.
Также на сокращение сроков нахождения контейнерных грузов, по словам Андрея Михайлюка, повлиял переход на 100%-ное электронное декларирование с 1 января 2014 года. «Из 1500 поступающих в день деклараций, 67% – полностью подаются в электронном виде. Для сравнения в I полугодии 2013-го этот показатель составлял 46%», – подчеркнул Андрей Михайлюк.
О развитии железнодорожной инфраструктуры в Северо-Западном регионе рассказал Владимир Орлов, начальник службы технической политики Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Он отметил, что пропускная способность железной дороги на Усть-Лугу в 2015 году составит 64 млн. тонн в год. По его данным, в 2013 году пропускная способность составляла 38,3 млн тонн, а к 2020 году возрастет до 80,3 млн тонн в год. При этом порт Усть-Луга является основным драйвером прироста грузопотока по железной дороге.В целом, по прогнозам ОЖД, в 2014 году объем железнодорожных перевозок на порты Северо-Запада составит порядка 117 млн тонн, что на 13,8% больше, чем за 2013 год.
Далее заместитель генерального директора – директор Дирекции грузовых перевозок АО «Литовские железные дороги» Гудвалис Стасис озвучил доклад «Железнодорожная инфраструктура: проекты государственного значения», в котором отметил, что Литва планирует завершить работы по проекту RailBaltica в 2015 году. По его словам, железная дорога пройдет от границы с Польшей до Каунаса, где будет создан логистический центр грузооборотом в 55 тыс. TEUs в год и стоимостью $31 млн. Кроме того, предполагается создать логистический центр в Вильнюсе годовым контейнерооборотом в 100 тыс. TEUs.
Завершил пленарную сессию заместитель директора ОАО «РДЖ Логистика» в городе Санкт-Петербурге Дмитрий Бибиков выступлением на тему «РЖД Логистика. Практический кейс транспортно-логистических решений». Его доклад был посвящен реализации крупных логистических проектов компании в Балтийском регионе, комплексным транспортным услугам, перевозке негабаритных грузов, взаимодействию с портами и другим темам.
После обеда состоялся круглый стол «Пути развития транспорта и логистики в условиях взаимных ограничительных мер России и Европейского Союза», модератором которого также выступила Людмила Симонова, к.э.н., главный аналитик Департамента консалтинга «РосБизнесКонсалтинг». Её доклад «Рынок транспортно-логистических услуг в 2014-2017 гг.: основные риски и факторы роста» вызвал оживленное обсуждение среди участников форума. Людмила Симонова отметила, что на переориентацию продовольственных поставок в Россию уйдет, как минимум, два-три месяца, при этом в полной мере последствия взаимных санкций ЕС и РФ проявятся только следующем году. «Замедление темпов роста российской экономики, введение взаимных санкций и внешнеторговых ограничений в связи с украинским конфликтом будут отрицательно влиять на динамику внешней торговли и спроса на международные грузоперевозки», - отметила аналитик. При этом, по словам Людмилы Симоновой, замедление экономического роста может оказаться еще более сильным, чем ожидается, потому что именно в 2015 году скажется «отложенный эффект экономических санкций». По прогнозам на 2015-2016 годы, темп роста российской экономики может достичь 1,5-2,2%. Для сравнения: темп роста экономики в развивающихся странах может составить 5,4-5,5%, в развитых странах - 2,4-2,5%, темп роста мировой экономики - 3,4-3,5%.
Сергей Попов, руководитель Управления транспортных операций ООО «Тамарикс Лоджистис» озвучил свое видение ситуации в докладе «Пути развития транспорта и логистики в условиях взаимных ограничительных мер России и Европейского союза».
Также в рамках круглого стола состоялось выступление директора по направлению логистика и аналитика ООО «Морстройтехнология» Александра Головизина на тему: «Грузопотоки в порты Северо-Западного региона: кто в выигрыше, а кто в аутсайдерах? За какие грузы развернется борьба в ближайшее время?» и руководителя Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрия Чижкова на тему: «Роль Северо-Запада Российской Федерации в транспортной логистике экспортно-импортных и транзитных грузоперевозок».
После перерыва открылась секция «Порты Балтии: локальная и международная конкуренция», модератором которой стал главный редактор Информационно-аналитического агентства «PortNews» Виталий Чернов.
Доклад «Потери, которых могло не быть. О конкурентоспособности Большого порта Санкт-Петербург» озвучил Роман Козлов, директор Некоммерческого партнёрства «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес».
После него о развитии портовой инфраструктуры и технологий как залога повышения конкурентоспособности рассказала Кристина Гонтьер, начальник отдела маркетинга ГП «Дирекция Клайпедского Государственного морского порта». В своем выступлении она отметила, что Порт Клайпеда (Литва) прогнозирует рост грузооборота на 4,8% по итогам 2014 года в сравнении с показателем 2013 года - до 35 млн тонн. и что наибольший прирост грузооборота ожидается в сегменте контейнерных грузов. Грузооборот порта по итогам 8 месяцев 2014 года вырос на 4% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 23,3 млн тонн. Также Кристина Гонтьер напомнила о том, что Клайпедский порт – самый северный незамерзающий порт на Восточном побережье Балтийского моря, наиболее крупный транспортный центр Литовской Республики, в котором соединяются морские и сухопутные пути. Грузооборот порта в 2013 году (включая терминал Бутинге) составил 33,42 млн тонн.
Далее о формировании мультимодального хаба «Усть-Луга» и инновационном прорыве в транспортной логистике рассказал генеральный директор ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» Михаил Ерофеев.
За ним генеральный директор Компании ST.PETERLINE Сергей Котенев рассказал о перспективах развития паромных перевозок.
Также в рамках секции прозвучали доклады Максима Максимова, коммерческого директора ООО «СОЛВО» - «Как новые технологии помогают стивидорам Балтики повышать уровень сервиса и быть более конкурентоспособными в условиях меняющегося грузопотока», Виктории Щербаковой-Слюсаренко, генерального директора ООО «Логистический парк «Янино» - «Развитие портовой инфраструктуры и технологий, как залог повышения конкурентоспособности на примере сухого порта «Янино» и Александра Кузнецова, доктора технических наук, профессора кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова - «Перспективы взаимодействия портов с железнодорожной инфраструктурой».
Завершился первый день форума подведением итогов работы и праздничным ужином в честь открытия Балтийского транспортного форума.
Второй день форума был полностью посвящен экскурсионной программе. Участники Балтийского транспортного форума смогли посетить терминалы ОАО «Морской порт Санкт- Петербург» и насладиться обзорной экскурсией по одному из красивейших городов мира - Санкт-Петербургу.
Пресс-служба Балтийского транспортного форума по материалам ИА «PortNews», издания «ПРОВЭД» ижурнала «РЖД-Партнёр».