ЮгТранс – новые вызовы
Международный транспортный форум «ЮгТранс-2015», проходивший 19-20 марта 2015 года, вновь собрал в Геленджике транспортников, представителей власти и бизнеса.
Обсуждали итоги 2014 года, который дал рост грузооборота морских портов РФ (включая порты Крыма) на 5,7%, сухогрузов на 14,1%, грузов в контейнерах на 5,3%. Однако, сократились еще в прошлом году перевалка сырой нефти и импорт. Зато экспорт тоже вырос - на 6,7%. Наиболее высокие темпы роста Людмила Симонова, к.э.н., главный аналитик Департамента консалтинга «РосБизнесКонсалтинг» отмечает в портах Дальневосточного бассейна (на 12,3%). Но и порты Азово-Черноморского бассейна увеличили оборот на 11,2%. Конечно на рынке уже сказались последствия санкций и еще скажутся. Продолжится сокращение импортного грузопотока, международных автомобильных перевозок на европейском направлении. Будет повышаться значение портов России в перевалке продовольствия из развивающихся стран, наращиваться грузопоток между странами Евразийского экономического союза. Неплохо было бы увидеть рост объема внутренних перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом в среднесрочной перспективе, по мере реализации программы импортозамещения. В любом случае, порты Дальнего Востока и Юга сохранят лидерство по темпам роста грузооборота за счет переориентации грузопотоков на страны АТР, Турцию и страны Северной Африки, считает эксперт.
О новых вызовах доложил Владимир Кузнецов, руководитель Южного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы. Уже с 2005 года в Российской Федерации начато создание государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. Система обеспечивает противодействие терроризму и незаконной миграции, и так далее. Так и с грузами работать будет проще при оснащении современными программно-аппаратными комплексами и информационными системами, автоматизацией ряда контрольных операций таможенного, транспортного контроля. Уже в текущем году планируется реализация технических решений этой интегрированной системы в пилотной зоне автомобильного пункта пропуска Чернышевское (Калининградская область). К 2016 году должна быть осуществлена адаптация технических решений и полученных программно-аппаратных комплексов с применением в морских и железнодорожных пунктах пропуска. И через пару лет (2017-2018 гг) речь можно будет вести о тиражировании и адаптации решений, отработанных в пилотной зоне, в остальных многосторонних автомобильных пунктах пропуска.
Развиваются и железные дороги страны и региона. Так, в реконструкцию железнодорожного участка Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла уже вложено 28,2 млрд. руб., введено в эксплуатацию 243,2 км вторых путей. До 2020 г. необходимо построить еще 226,12 км, доложил Валерий Юсупов, заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по территориальному управлению. Целью проекта является увеличение пропускной способности грузообразующих линий в направлении портов Азово-Черноморского региона более чем в 3 раза. Общая протяженность участка 461, 4 км. Трасса маршрута проходит по территории Ростовской области и Краснодарского края. Общая сумма инвестиционных средств (без учета обхода Краснодарского узла) до 2015 г. составляет более 48 млрд.руб.
Необходимые условия увеличения пропускной способности железнодорожной станции Новороссийск Султан Батов, генеральный директор ОАО «Новороссийский морской торговый порт», видит и в модернизации технологии обработки вагонов на станции и ближних подходов к ней. А также – в увеличении пропускной способности на участке Тоннельная – Гайдук. Понадобится и строительство парка «Б» и дополнительных путей в соответствии с планом реконструкции станции. В связи с тем, что темпы прироста портовых мощностей, опережают темпы роста пропускной способности инфраструктуры, ключевым вопросом приема дополнительного вагонопотока портами традиционно является вывод порожнего подвижного состава с железнодорожных путей портов. Вопросы освобождения путей необщего пользования портов должны быть четко прописаны в договорах на эксплуатацию и прочих документах, все это также потребует внесения изменений в соответствующие документы Минтранса РФ.
Общий дефицит инфраструктуры, прежде всего железнодорожной, назвал среди основных тенденций на рынке и Алексей Гармаш, заместитель директора ООО «Новоморснаб» по коммерции и логистике. Терминалы тоже испытывают трудности и несут расходы из-за неритмичного прихода вагонов. Переориентация экспортных грузопотоков с железной дороги на автотранспорт продолжает иметь место. Из-за перегруженности железной дороги, все больше клиентов отдают предпочтение более дорогому, но быстрому и прогнозируемому автотранспорту. В последнее время очевидным стал дефицит порожних контейнеров для загрузки экспортных грузов. Из-за падения импорта и роста экспорта все линии столкнулись с дефицитом оборудования. Экспортерам и терминалам приходится адаптироваться к работе в новых условиях. Эксперт считает, что требуется внедрение прогрессивных технологий загрузки в контейнеры, так как новые технологии загрузки позволят расширить грузовую базу внепортовых терминалов в числе прочего за счет наливных и навалочных грузов.
В секции «Морские перевозки и портовая инфраструктура Чёрного, Азовского и Каспийского морей: перестройка системы?» основными вызовами также были названы: нехватка причальных и складских мощностей портов, дисбаланс импорта/экспорта, существенная сезонность спроса и государственное регулирование ВЭД. Решение этому член совета директоров, директор по развитию и линейным перевозкам RUSCON Ltd. Андрей Нараевский видит, в частности, в использовании терминала Рускон в качестве буферного перевалочного комплекса. Понадобится также оптимизация производственных процессов с целью снижения операционных рисков и себестоимости. Кроме того, в порту Новороссийск необходимо развивать причалы для приема крупных океанских контейнеровозов, так как наблюдается мировая тенденция на увеличение тоннажа контейнеровозов. В Черное море начали заходить суда вместимостью по 10 тыс. TEUs – это крупнейший флот, когда-либо заходивший в регион, специально построенный под нужды черноморских портов и под Босфорский пролив. Это суда длиной менее 300 м, но довольно широкие, хорошо подходящие для работы на черноморские порты.
«Пока мы не готовы принимать такие суда, но о том, что такая потребность будет, мы знали намного раньше. К сожалению, новороссийский порт не приготовился к приему таких судов, поэтому сейчас мы имеем возможности принимать максимум 5-тысячники», - сказал эксперт. По типу судов Новороссийск способен принимать суда класса Panamax, в некоторых случаях - Post Panamax. Основную массу объемов обеспечивают 4 линии: MSC, Maersk, ZIM и Arkas. Суммарно эти линии охватывают около 75-80% рынка.
Начальник контейнерного терминала NLE Андрей Петухов во время посещения терминала участниками выставки «ЮгТранс-2015» рассказал, что контейнерный терминал ОАО «Новорослесэкспорт» (NLE, входит в Группу НМТП) планирует увеличить мощность до 500 тыс. TEUs в рамках реконструкции до 2020 года. Сегодня пропускная способность терминала составляет 320-350 тыс. TEUs.
«Основная задача реконструкции – это увеличение пропускной способности контейнерного терминала NLE, создание условий для обработки судов класса Panamax на двух причалах», - пояснил руководитель. Он уточнил, что планируются дноуглубительные работы, усиление шпунтовой стенки и увеличение длины причалов на 50 м для обработки судов класса Panamax грузоподъемностью до 6 тыс. TEUs. В частности, контейнерный терминал планирует увеличить длину причала до 355 м, что обеспечит возможность швартовки судов длиной до 310 м.
В настоящее время причал позволяет принимать суда длиной до 260-280 м, уточнил начальник контейнерного терминала. NLE планирует к 2017-2018 году увеличить объем единовременного хранения почти в два раза - до 20 тыс. TEUs (в настоящее время - 10-11 тыс. TEUs).
Господин Петухов пояснил, что увеличение складских площадей будет обеспечено за счет передачи площадок, которые сегодня заняты лесом, контейнерному терминалу. Кроме того, компания намерена совершенствовать технологии обработки контейнеров и покупку новой перегрузочной техники, в частности двух мобильных кранов Liebherr грузоподъемностью 100 тонн для работы на причалах №28-28а. Реконструкция контейнерного терминала позволит увеличить контейнерооборот и обеспечить обработку судов без простоев на рейде порта Новороссийск, пояснил Петухов. При этом он подчеркнул, что реконструкция контейнерного терминала NLE и увеличение пропускной способности во многом будут зависеть от развития порта Новороссийск в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (до 2020 года)».
В свою очередь ЗАО «Зерновой терминал «КСК» планирует в 2015 году обработать 3 млн тонн зерновых грузов, то есть, на 11% выше показателя 2014 года. Об этом рассказал в ходе экскурсии начальник зерноперегрузочного комплекса КСК Сергей Алексеев. По его словам, в 2014 году зерновой терминал обработал 2,7 млн тонн зерна вместо запланированных 2,5 млн тонн и намерен наращивать объемы. Объем единовременного хранения комплекса в настоящее время составляет 110 тыс. тонн грузов.
«К концу 2016 года КСК планирует увеличить этот объем на 40 тыс. тонн - до 150 тыс. тонн», - отметил представитель компании. Господин Алексеев уточнил, что в настоящее время на терминал поступает 9-10 тыс. тонн зерновых автотранспортом - до 350 машин в сутки. Кроме того, КСК обрабатывает 70 железнодорожных вагонов в сутки, ежесуточный объем зерна, поступающего по железной дороге, составляет 4-4,2 тыс. тонн. Начальник зерноперегрузочного комплекса КСК подчеркнул, что мощности терминала позволяют и сейчас принимать до 100 вагонов. Выйти на этот показатель планируется в 2016 году, когда будут достигнуты договоренности с РЖД, ведутся переговоры с железнодорожниками. Объем ежемесячной отправки зерна на экспорт морским транспортом с терминала КСК составляет 350 тыс. тонн. Глубина действующего глубоководного причала в 12,4 м позволяет принимать суда с максимальным дедвейтом до 45 тыс. тонн.
В 2015 году, отметил Алексеев, терминал намерен использовать имеющийся мелководный причал под погрузку малого флота. Кроме того, в планах компании увеличить глубину глубоководного причала до 15,6 м с тем, чтобы он мог обслуживать океанский флот дедвейтом до 60 тыс. тонн.
Также с докладами выступили:
Дмитрий Паньков, член Совета директоров ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП», ЗАО «Зерновой терминал «КСК»
Дмитрий Голополосов, начальник отдела тарифной политики в сфере транспорта Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
Александр Есипенко, директор Южной региональной ассоциации морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА)
Вадим Жуков, кандидат экономических наук, директор ростовского филиала ОАО «ПГК»
Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора ОАО «Новая перевозочная компания»
Павел Загребин, заместитель директора филиала АО «РЖДЛ» в г. Ростов-на-Дону
Эдуард Саманюк, заместитель начальника Новороссийского юго-восточного таможенного поста
Анастсия Павлюк, юрист по международному праву ОАО «Новороссийский припортовый терминал»
Мария Пронченок, специалист по маркетингу ООО «ТМБСЛ»
В свете событий последних месяцев участникам форума было небезразлично услышать о таких перспективах и возможностях развития инфраструктуры, а не только о проблемах, которые тоже, безусловно, придется решать. В любом случае, конференция подарила участникам позитивный настрой.
Традиционно международный транспортный форум «ЮгТранс», который в 2015 году проходил уже в 11 раз, привлек широкий интерес российской профессиональной общественности и специалистов из зарубежья.
По материалам ИА PortNews и пресс-службы «ICF-Международные конференции»